вторник, 10 мая 2011 г.

Орел двоеглавый


Орел двоеглавый - символ возрожденный

Золотой двуглавый Орел, увенчанный тремя историческими коронами Петра Великого, вновь воспарил над Россией. Державный Орел был повержен и предан забвению в советский период. Но этот символ принадлежит истории России, и потому вечен, как сама история.

На груди Орла помещен древнейший герб Москвы – сердца России. На нем – изображение Всадника Небесного, исконно олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизирует извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу – незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.

Двуглавый Орел – одна из древнейших геральдических фигур. В появлении двуглавого орла как символа еще очень много неясного. Известно, например, что он изображался в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

С конца XIV в. золотой двуглавый Орел, глядящий на Запад и Восток, помещенный на красном поле, становится государственным символом Византийской Империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи – двуглавый Орел – появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог – племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.

Породнение династий не только символизировало преемственность власти московских князей от Византии, но и ставило их вровень с европейскими государями. Соединение герба Византии и более древнего – герба Москвы, образовало новый герб, ставший символом Русского государства. Однако это произошло не сразу. Софья Палеолог, вступившая на Московский великокняжеский престол, привезла с собой не золотого Орла – эмблему Империи, а черного, означающего родовой герб династии.

Этот орел имел над головами не императорский, а только цесарский венец и в своих лапах не держал никаких атрибутов. Орел был выткан черным шелком на золотом стяге, который везли во главе свадебного поезда. И только в 1480 г. после «Стояния на Угре», ознаменовавшем окончание 240-летнего монголо-татарского ига, когда Иоанн III становится самодержцем и государем «всея Руси» (в ряде документов он называется уже «царем» – от византийского «цезарь»), бывший византийский золотой двуглавый Орел приобретает значение русского государственного символа.

Головы Орла венчает самодержавная шапка Мономаха, он берет в свои лапы крест (не четырехконечный византийский, а восьмиконечный – русский) как символ Православия, и меч, как символ продолжающейся борьбы за независимость Русского государства, завершить которую удается только внуку Иоанна III – Иоанну IV (Грозному).

На груди Орла – изображение Святого Георгия, который почитался на Руси как покровитель воинов, землепашцев и всей земли русской. Изображение Небесного Воина на белом коне, поражающего копьем Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов, монетах и печатных перстнях – знаках отличия военачальников. Изображение Святого Георгия издревле украшало герб Москвы, ведь сам Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.

Освобождение от татаро-монгольского ига (1480 г.) ознаменовалось появлением на шпиле Спасской башни Московского Кремля теперь уже русского двуглавого орла. Символа, олицетворяющего верховную власть государя-самодержца и идею объединения русских земель.

Двуглавые орлы, встречающиеся в гербах, не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской (впоследствии Германской) Империи. Орел изображался черным на золотом щите с золотыми же клювами и когтями. Головы Орла были окружены нимбами.

Таким образом, формировалось понимание образа двуглавого Орла как символа единого государства, состоящего из нескольких равноправных частей. После распада империи в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия, и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как же он появился в Византии? В 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел становится гербом Византии.

Следует отметить, что годом возникновения Государственного герба России считается 1497 г., несмотря на его четвертьвековую удаленность от бракосочетания Ивана III и Софьи Палеолог. Этим годом датируется жалованная грамота Ивана III Васильевича его племянникам, князьям волоцким Федору и Ивану Борисовичам, на волости Буйгород и Колпь в Волоцком и Тверском уездах.

Грамоту скрепляла двусторонняя висячая красновосковая печать великого князя, прекрасно сохранившаяся и дошедшая до наших дней. На лицевой стороне печати изображены всадник, поражающий копьем змея, и круговая надпись (легенда) «Иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея Руси и великий кн(я)зь»; на оборотной – двуглавый Орел с распростертыми крыльями и коронами на головах, круговая надпись с перечислением владений.

Одним из первых обратил внимание на эту печать известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин. Печать отличалась от предшествующих княжеских печатей, а главное – впервые (из дошедших до нас материальных источников) демонстрировала «воссоединение» изображений двуглавого Орла и Св. Георгия. Конечно, можно предположить, что подобные печати скрепляли грамоты и ранее 1497 г., однако подтверждения этому отсутствуют. Во всяком случае, многие исторические исследования прошлого века сходились на этой дате и 400-летний юбилей Российского герба в 1897 г. отмечался очень торжественно.

С восшествием в 1613 г. на престол царя Михаила Федоровича – первого из династии Романовых, ознаменовавшем окончание Смутного времени, определяется тип герба – двуглавый Орел с тремя коронами (1625 г.). Царь Алексей Михайлович впервые повелел составить рисунок Государственного герба, а в 1654 году на печати, приложенной к жалованной царской грамоте Богдану Хмельницкому, зафиксировано первое изображение Орла под тремя коронами и с символами власти – скипетром и державой в лапах. Орел стал изображаться с распростертыми крыльями. Снятие с герба церковных атрибутов воспринималось как знак единения народов России независимо от религиозных убеждений. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII в. двуглавого Орла того времени, как правило, изображали золотым на красном поле.

При Петре Великом, с учреждением ордена Святого апостола Андрея Первозванного, в 1699 г. изображение ордена и орденской цепи введено в Государственный герб, при этом цепь окружала обременяющий Орла щиток с Андреевским (косым) крестом. В 1721 году Петру I был присвоен титул Императора Всероссийского и Отца Отечества (после заключения мирного договора со Швецией). Изменение титула, естественно, повлекло за собой изменения в гербе и печатях: у орла появились императорские короны вместо царских. В щитке на груди орла вновь стал изображаться Всадник, который в 1727 г. официально назван Святым Георгием Победоносцем. Двуглавый орел присутствовал в дальнейшем и на печатях, изготовленных для Военной и гражданских Коллегий.

При императрице Екатерине I окончательно установлена цветовая гамма герба – черный Орел на золотом (желтом) поле, белый (серебряный) Всадник на красном поле.

Император Павел I, приняв титул великого магистра ордена Святого Иоанна (Ссылка на Русская резервация/…Чужие/…Масонами являются большинство президентов стран и олигархов….) (так называемого Мальтийского), повелел изображать Орла с Мальтийским крестом на груди и на нем щиток со Святым Георгием. Но вступивший в 1801 г. на престол император Александр I восстановил петровское изображение Государственного герба.

С 1830 г. на поднятых крыльях Орла стали помещать щитки с титульными гербами царств Астраханского, Казанского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и Великого княжества Финляндского. Впоследствии к ним прибавились герб Грузинского царства, соединенный герб великих княжеств Владимирского, Киевского и Новгородского, герб Туркестанского края.

Начатая по инициативе императора Николая I реформа российской геральдики привела к созданию нового рисунка Государственного герба, выполненного художником А.А. Фадеевым. Проект вызвал множество возражений. Однако император Александр II, внеся в герб некоторые исправления и дополнения, 11 апреля 1857 г. утвердил его. Также были утверждены новые гербы рода Романовых, родовой герб Его Императорского Величества, Малый герб, Средний и Большой гербы Российской Империи. Последний включал в себя, кроме щита с двуглавым Орлом, изображения архангелов-щитодержателей, шлема Святого Александра Невского, мантию, титульные гербы.

В царствование императора Александра III внесены некоторые изменения в Большой Государственный герб (утвержден 24 июля 1882 г.), Средний и Малый гербы (23 февраля 1883 г.).

При последнем Романове герб Российской Империи не претерпел никаких изменений. Все детали его уцелели даже во время революции 1905 года.

Двуглавый Орел появился на Руси как символ ее освобождения, как символ равноправия недавно угнетенной страны и просуществовал на протяжении всего, более чем 300-летнего, правления Романовской династии, вознесшей Россию на небывалую высоту могущества и славы. Но, после Февральской революции 1917 г., состоявшееся в апреле Юридическое совещание при Временном правительстве посчитало, что двуглавый Орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем. Исходя из чего, решено было, удалив титульные гербы и монархических эмблемы, использовать Орла в качестве герба «свободного» Российского государства.

Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях и денежных купюрах двуглавый орел просуществовал до 1918 года. Державный полет Орла подходил к концу, и даже изображался он с опущенными крыльями и как бы поникшими головами, без державных атрибутов в лапах – рисунок художника И.Я. Билибина. В отдельных случаях «билибинский» орел изображался на фоне свастики, что отчетливо видно, например, на денежной купюре Временного Правительства достоинством 250 рублей (выпуска 1917 года).

Сейчас мы каждый день можем лицезреть этого неудачного «билибинского» орла на российских металлических деньгах достоинством от 1 рубля и выше. Видимо, Центробанк России не нашел более подходящей эмблемы для нового российского рубля.

С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. Возрождение Российского Орла стало возможным после распада СССР и с возвращением России подлинной государственности, хотя разработка государственных символов Российской Федерации велась еще с весны 1991 г., в бытность существования СССР.

Причем в этом вопросе с самого начала присутствовали три подхода: первый – усовершенствовать чуждую для России, но ставшую привычной советскую символику; второй – принятие принципиально новых, без идеологии, символов государственности (березового листа, лебедя и т. п.); и, наконец, третий – восстановление исторических традиций. За основу было взято изображение двуглавого Орла со всеми его традиционными атрибутами государственной власти.

Однако символика гербовых изображений переосмыслена и получила современное толкование, более отвечающее духу времени и демократическим переменам в стране. В современном значении короны на Государственном гербе Российской Федерации могут рассматриваться так же, как символы трех ветвей власти – исполнительной, представительной и судебной. Во всяком случае, их не следует отождествлять с символами империи и монархии. Скипетр (первоначально как ударное оружие – булава, шестопер – символ военачальников) может толковаться как символ защиты суверенитета, держава – символизировать единство, целостность и правовой характер государства.

Византийская империя была евроазиатской державой, в ней жили и греки, и армяне, и славяне, и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал, в том числе и единство этих двух начал. Это актуально и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России – не только символ ее государственности, но и символ наших древних корней, тысячелетней истории.

Еще в конце 1990 г. Правительством РСФСР было принято Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. К работе по подготовке предложений по этому вопросу были привлечены многие специалисты. Весной 1991 г. чиновники пришли к выводу, что Государственным гербом РСФСР должен быть золотой двуглавый Орел на красном поле, а Государственным флагом – бело-сине-красный флаг.

В декабре 1991 г. Правительство РСФСР на своем заседании рассмотрело предложенные варианты герба, и одобренные проекты были направлены на доработку. Созданная в феврале 1992 г. Государственная геральдическая служба Российской Федерации (с июля 1994 г. – Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации) во главе с заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе (государственный герольдмейстер) Г.В. Вилинбаховым имела одной из задач участие в разработке государственной символики.

Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. Автор эскиза герба художник Е.И. Ухналев.

Восстановление многовекового, исторического символа нашего Отечества – Двуглавого Орла – можно только приветствовать. Однако следует учитывать очень важный момент, – существование восстановленного и узаконенного герба в том виде, в котором мы его видим теперь повсеместно, налагает на государство немалую ответственность.

Об этом же пишет в своей, недавно вышедшей книге «Истоки русской геральдики», А.Г. Силаев. В своей книге автор, на основе кропотливого изучения исторических материалов, очень интересно и широко раскрывает саму суть происхождения образа Двуглавого Орла, его основу – мифологическую, религиозную, политическую.

В частности, речь идет о художественном воплощении нынешнего герба Российской Федерации. Да, действительно, к работе над созданием (или воссозданием) герба новой России было привлечено много специалистов, художников. Было предложено большое количество прекрасно выполненных проектов, однако почему-то выбор пал на эскиз, выполненный человеком, на самом деле далеким от геральдики. Иначе как объяснить тот факт, что в нынешнем изображении двуглавого орла присутствует ряд досадных, заметных любому профессиональному художнику, огрехов и неточностей.

Вы где-нибудь видели узкоглазых орлов в природе? А с клювами попугаев? Увы, изображение двуглавого орла не украшают и очень худые лапы, и редкое оперение. Что касается описания герба, к сожалению, и оно остается с точки зрения правил геральдики неточным и поверхностным. И все это присутствует в Государственном гербе России! Где, в конце концов, уважение к своей национальной символике и собственной истории?! Неужели так сложно было более тщательно изучить геральдические изображения предшественников современного орла – старинные российские гербы? Ведь это богатейший исторический материал!

И все же радует то, что постепенно Россия вспоминает о своих национальных ценностях, воскрешается память о славных деяниях предков во благо нашего Отечества. Орел есть символ Вознесения, но это и символ Возрождения России!

Комментариев нет:

Отправить комментарий